Монтекукколи: “Общие принципы военного искусства”
Раймундо Монтекукколи – автор книг, объединенных названием “Общие принципы военного искусства”, – один из виднейших теоретиков военного искусства середины 17 в. Но он не просто теоретик, каким например был Макиавелли, он практик, использующий в написании книг личный опыт. Итальянец по происхождению, Монтекукколи начал службу простым солдатом, участвовал в Тридцатилетней войне, а во второй половине 17 в. в войнах с турками достиг звания генералиссимуса императорских войск, фактически командуя общеевропейской армией. Рассмотрим трансформацию европейских армий в ходе Тридцатилетней войны на примере армии Священной Римской Империи.
Европейские армии в Тридцатилетней войне
В начале 17 в. сильнейшей считалась армия Испании. Армия Священной Римской империи во многом копировала испанскую армию. Пехота, имевшая лишь частично национальные контингенты, а большей частью наемников разных наций, строилась большими терциями. Терция являлась тактической единицей на поле боя и состояла из пикинеров в глубоких построениях (правда, менее глубоких чем баталии Итальянских войн), которых окаймляли стрелки. Стрелков с пикинерами было примерно поровну.
У испанцев среди стрелков было много аркебузиров, в остальных армиях преобладали мушкетеры. Конница тоже строилась глубокими колоннами. Отказавшись от пик (кроме легкой конницы), конница воевала огнестрельным оружием – пистолетами и аркебузами. Классический “лобстер” того времени – кирасир в доспехах три четверти, с пистолетом и палашом. Аркебузиры ограничивались кирасами и шлемами. Задачей пеших стрелков было отгонять вражескую конницу, которая пыталась издали расстреливать пикинеров терций, совершая караколирование у них перед носом. Так же аркебузиры и мушкетеры пытались расстроить огнем пехоту противника, после чего пикинеры наносили решающий удар.
Имперские полки на начало Тридцатилетней войны могли иметь 10 рот по 300 человек. Испанские полки имели до 20 рот по 100 человек. Тут нужно сразу оговориться, что понятия “полк” и “рота” чаще всего являются административными единицами и не всегда соответствуют тактическим единицам в бою. Вместе с тем для разных наций названия тактических единиц тоже достаточно запутаны. Кроме терций существуют понятия тот же полк (регимент), “полу-полк”, батальон = фирфенлейн, бригада, которая состоит из полу-полков или батальонов, а к концу Тридцатилетней войны бригада может называться батальоном, а под бригадой могут понимать совокупность пехотных батальонов, приданной конницы и артиллерии.
Еще на рубеже 16 и 17 в. в Нидерландах Мориц Оранский и Людвиг Нассау провели военную реформу, в ходе которой нидерландские бригады были разбиты на полу-полки, которые должны были строиться в несколько линий и взаимодействовать между собой, поддерживая друг друга. Такая тактика требовала хорошего обучения и многочисленного офицерского состава. Глубина строя тактических единиц с 20-30 шеренг уменьшилась до 10 шеренг. 10 шеренг пикинеров способны были противостоять противнику, меньше страдали от огня артиллерии, а 10 шеренг мушкетеров успевали меняться местами для перезарядки мушкетов и вести беспрерывный огонь. Нидерландский боевой порядок переняли французы, тогда как испанцы и имперцы пошли на уменьшение глубины строя не сразу.
Еще дальше в реформировании боевых порядков пошли шведы. Густав Адольф получил хороший боевой опыт в шведско-польских войнах и вступил в Тридцатилетнюю войну с закаленной и дисциплинированной армией. В связи с усиливающейся ролью огнестрельного оружия уже мушкетеры являются ведущими, а пикинеры их поддерживают и защищают от атак вражеской кавалерии. Могут существовать и чисто мушкетерские батальоны, против кавалерии выставляющие рогатки.
Густав Адольф уменьшает калибр и облегчает мушкет, что позволяет отказаться от сошки, вместо бандельеров вводит патронные сумки и бумажные патроны. Перезарядка мушкетов облегчается. Теперь шести шеренг достаточно, что бы выстрелившая шеренга успела перезарядить мушкеты, пока остальные пять последовательно стреляют. Впрочем, несколько шеренг могли стрелять и одновременно, залпом – “сальво”. Для увеличения огня большее количество мушкетеров нужно развернуть в линию. Зарождается линейный боевой порядок.
В шведском полку может быть 8-12 рот по 120-150 человек. На поле боя они выстраиваются бригадой из трех батальонов, которые как правило стоят “уголком” – один батальон спереди и два сзади по краям. Мушкетеры могут стоять впереди пикинеров, позади, но чаще образуют “рукава” на флангах. Несколько бригад на поле выстраиваются двумя линиями с интервалами, в которых располагается артиллерия. Вторая линия служит поддержкой первой. На флангах стоят эскадроны конницы, которые поддерживают приданные отделения мушкетеров и легкие пушки.
Пропорция кавалерии по отношению к пехоте в Тридцатилетнюю войну растет. Кавалерия становиться главным действующим лицом. И здесь наблюдается обратная тенденция в сравнении с пехотой. От перестрелок всадники переходят к решительным атакам с холодным оружием – палашами и шпагами.
Поскольку шведская модель армии имеет явные успехи, другие европейские армии заимствуют многие ее элементы. Например, конный “чардж” 😊 практикует принц Руперт в Англии. Имперцы отказываются от громоздких терций после первой битвы при Брейтенфельде. Испанцы ко временам Рокруа уменьшают полки (терции) до 1000 человек. Полки французов из 20 малочисленных рот так же имеют 800-1000 человек. Правда, гвардейские и швейцарские полки могли доходить по прежнему до 2000. Пехота строиться сначала в 8, а потом и в 6 шеренг.
Однако и шведская армия в ходе Тридцатилетней войны не остается без изменений. Для достаточно сложных построений шведов нужны обученные и дисциплинированные ветераны польских войн – старые цветные бригады, финны и сами шведы, количество которых в ходе боев уменьшается. Сначала шведская армия пополняется англичанами и шотландцами, а потом набираются все подряд. Шведы вынуждены упрощать боевые порядки. В результате многие армии переходят к примерно одинаковым построениям, которые и описывает Монтекукколи на примере имперской армии по окончании Тридцатилетней войны.
Армия Габсбургов после Тридцатилетней войны
Монтекукколи подробно расписывает структуру и тактику имперской армии по окончании Тридцатилетней войны. Условная армия имеет 40 000 человек, без учета артиллерии. По фронту разделяется на три баталии, правое (авангард) и левое (арьергард) крылья и центр (кордебаталия). Баталии состоят из бригад, в которые входят батальоны и эскадроны.
Пехота состоит из 16 полков по 1500 человек. Это 16 батальонов + 32 взвода мушкетеров, приданных к коннице. 16 батальонов на поле располагаются в две линии. По 6 батальонов в каждой линии. По два батальона составляют резерв каждой линии и находятся на флангах позади линии с целью укрепления ее углов. Итого 24 000 пехотинцев.
Кавалерия из 12 000 всадников имеет 16 полков кирасиров. В каждом полку из 750 человек 5 эскадронов. Эскадроны строятся на флангах пехоты в две линии и имеют тактические резервы в каждой линии. Несколько эскадронов стоят в центре строя. Помимо этого 2000 драгун – два полка и 4 эскадрона. На каждом фланге по 800 и позади каждой линии по 200 и 2000 легкой кавалерии – два полка. По 2 эскадрона на флангах и два в центре каждой линии.
100 пушек различного калибра по всей длине фронта в промежутках, преимущественно между пехотой для лучшей их защиты. Малые орудия расставляют между эскадронами.
Расстояние между линиями в 150-200 шагов позволяет оптимально взаимодействовать линиям, не расстраивая друг друга. 300 шагов между линиями нужны, если позади первой линии располагаются частные резервы. В линиях должны быть интервалы, равные фронту эскадронов и батальонов, которые стоят в шахматном порядке.
Полки – административные единицы в 1500 воинов – состоят из десяти рот, которые делятся на отделения по 40 человек, а те на декурии по 8-10 человек. В полках две трети мушкетеры, треть пикинеры. В роте 144 солдата и шесть офицеров. Капитан, лейтенант, фенрих, сержант, капрал, фурьер. Из 144 солдат 88 мушкетеров, 48 пикинеров, 8 рондаширов. (Все еще существуют рондаширы!)
Цифры при пересчетах не всегда совпадают, потому что тактически полк строится в батальон в шесть шеренг в глубину и начальной единицей там служит звено в 6 человек. В отделении 4 звена, в их составе капрал и 3 звеньевых, которые относятся к рядовому составу.
Батальон строится следующим образом. В центре 480 пикинеров (80 рядов, 6 шеренг), перед ними 80 мушкетеров, стоящих в полный рост или на одном колене. Перед ними 80 рондаширов. По 240 мушкетеров на крыльях по 6 шеренг глубиной, 160 мушкетеров в задних шеренгах на лошадях или телегах стреляют поверх голов или служат резервом рукавам. И 160 мушкетеров полка не входит в состав батальона, а придаются кавалерии.
Эскадрон кавалерии в 150 человек разворачивается в три шеренги, 50 по фронту. Интервалы между эскадронами 18 шагов, что бы помещалось отделение мушкетеров 8 по фронту и 5 (!) в глубину. Эскадроны могут делиться на корнеты.
Открытые интервалы между солдатами в строю – для пехоты и всадников 4-5 футов между рядами и между шеренгами. Через такие интервалы мушкетеры способны проходить сквозь пикинеров. Плотные интервалы 3 фута по фронту и в глубину для пехоты, 4 фута по фронту и 8 в глубину для всадников. Расстояние между пикинерами и рукавами мушкетеров 6 шагов. Между эскадронами и пехотой тоже не больше 6 шагов.
Сомкнутые пикинеры сдерживают кавалерию, отталкивают непрерывным огнем мушкетеры, которые могут стоять на одном колене под пиками, из задних шеренг делают вылазки рондаширы. Мушкетеры рукавов стреляют шеренгами и встают на колено перезаряжаться или отходят в заднюю шеренгу или за пики при необходимости. Монтекукколи не упоминает одновременный залп всеми шеренгами. Для шестишереножного строя при атаке батальона противником с фронта и тыла по три шеренги смотрят в разные стороны.
Для облегчения передвижения в атаке батальон может быть разделен на две (и даже три) равные части, двигающиеся параллельно друг другу. Тогда батальоны могут быть и по 500 человек. Вторая линия может разделиться и выйти на крылья первой линии для охвата противника, как сделал Сципион при Заме или шведский генерал Банер в 1639 окружил имперцев под Мельником.
Из легкой конницы и драгун можно устраивать завесу перед армией, изматывать противника, своим войскам давая передышку. Но первая линия должна быть предупреждена, что завеса из легкой конницы будет вынуждена отступать и уклоняться от боя, что бы не возникла паника у позади стоящих.
Вооружение имперской армии
В части вооружения имперская армия, в описании Монтекукколи, достаточно консервативна. В первую очередь это касается доспехов. Защита пехоты состоит из кирас или полукирас, наплечников и набедренников, наручей, открытых шлемов морионов, а так же щитов рондашей (небольшие круглые) и тарчей (восточно-европейские трапециевидной формы). Кавалерия уже отказалась от доспехов в три\четверти по причине низкого качества как конского состава, так и всадников, а использует переднюю и заднюю полукирасы. Причем передняя полукираса должна выдерживать попадание мушкетной пули. Правда, не указана дистанция выстрела. На руках наручи до локтя. Шлемы в кавалерии используются бургиньоты с железными пластинами на затылке и на ушах. Нужно отметить, что как в ходе Тридцатилетней, так и Английской Гражданской войн солдаты часто отказывались от доспехов или заменяли их кожаными колетами.
В качестве огнестрельного оружия используются мушкеты, карабины (нарезные), мушкетоны (с раструбом ствола) и пистолеты. Дистанция стрельбы мушкета обозначена в 600 футов (300 шагов). Насколько эффективна стрельба на такой дистанции – не отмечается. Монтекукколи ввел в армии мушкеты, которые имели одновременно кремневый и фитильный замок. Первый можно использовать для скрытности, что бы тлеющий фитиль не выдавал стрелка огнем и запахом, второй – когда сложный механизм первого курка выйдет из строя. Интересно, что когда многие страны уже отказались от сошки, имперцы продолжают ее использовать для лучшей точности стрельбы. Сошка должна быть заостренной в верхней части, что бы можно было использовать в качестве рогатины против кавалерии.
Полевая артиллерия стреляет ядрами, картечью в картузах, гранатами и камнями (!). После Тридцатилетней войны гранаты появились и на вооружении пехоты.
Пики пехоте надлежит иметь до 18 футов, причем 3 фута приходится на захват рук. Пики шестой шеренги должны доставать до первой шеренги. Пику держат по разному против конницы и пехоты. Против конницы держат правой рукой, подток упирают в землю под ступню правой ноги, а в левой руке держат шпагу. Против пехоты правая рука держит пику у пояса, левый локоть упирается в согнутое бедро левой ноги.
Кавалерия в качестве холодного оружия использует палаши и шпаги, дополняя их пистолетами и мушкетонами в первых шеренгах. На вооружении легкой восточной конницы Монтекукколи специально не останавливается, но там кроме тарча могла оставаться на вооружении легкая пика, а иногда еще и лук.
Драгуны – пехота на лошадях с облегченными мушкетами, полупиками и шпагами. Должны быстро овладеть позицией и упредить врага на подходе. Снабжаются мотыгами и лопатами. Могут стоять на конях в промежутках между батальонами или за батальонами, стреляя поверх голов, но чаще сражаются пешими.
Книга Монтекукколи “Общие принципы военного искусства” содержит рекомендации по организации снабжения армии, устройстве лагерей, стратегемы, описываются войны с турками, но в силу размеров статьи ограничимся тем, что есть.